Обаяние антиурбанизма (50+ фото): обзор «Дома над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта и почему он так знаменит?
Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.
Содержание:
- Немного о создателе
- «Дом над водопадом»
- Планировка, материалы и концепция
- Факты о Фрэнке Ллойде Райте
Немного о создателе
Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.
Так на свет появилась знаменитая серия так называемых домов в стиле прерий, выполненных в характерном для японских построек минималистичном стиле. Речь идет в первую очередь о доме Уиллитса в Хайленд-Парке (1902), доме Мартина в Буффало (1904) и доме Роби в Чикаго (1909).
«Дом над водопадом»
Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.
«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).
Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы.
Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.
Планировка, материалы и концепция
С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса, а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.
На заметку! Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха.
В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов.
Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.
Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон. Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.
Факты о Фрэнке Ллойде Райте
Интересно знать! Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.
- На его внутреннее мировоззрение больше повлияли популярные в то время кубики Фребеля, книги Рескина и Виоле ле Дюка, нежели школьная или студенческая скамья.
- После этого немаловажную роль отыграла длительная архитектурная практика в ателье Адлера и Салливена.
- К слову, именно так Луис Салливен стал для молодого Фрэнка единственным любимым мастером естественности и целостности в создаваемых объектах.
Цитата из автобиографии Райта: «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу в области архитектуры и строил первые дома, которые порой без всякого смысла называют «новой школой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его».
Опубликовано 05.09.2018 Обновлено 05.09.2018 Пользователем Happy Modern