Menu

О новом в российском дизайне: конец эпохи новодела

07.02.2017

Дизайнер Ольга Кондратова

Диалоги о дизайне: изменения в стилистике

Российский дизайн интерьеров достаточно юн. Он формируется только пару десятков лет. О правильном выборе планировочного решения при создании образа квартиры, выборе специалиста, которому стоит доверить формирование интерьера, рассказывает признанный мастер разработки неповторимых уютных интерьеров Ольга Кондратова.

 – Ольга, почему вы выбрали профессию дизайнера?

 – Моя профессия выросла из хобби. Еще маленькой девочкой я ездила к родственникам, где мне выделяли небольшую площадь около лестницы на втором этаже, проходное помещение. Его плюсом было только окно с красивым видом на закат. Я сшила шторы, отделив ими себе маленькое «место» для кровати и столика, повесила зеркало и поняла, что любое помещение можно превратить в удобное место для отдыха и работы. Нужно лишь потратить немного времени, поставить красивое кресло, найти какой-нибудь старинный комод. Этого бывает достаточно для создания определенного уюта.

Думаю, отсюда и пошло стремление создавать интерьер вокруг себя. В 90-е годы профессия дизайнера была редкой. Поэтому я и пошла после школы на юридический факультет и после обучения некоторое время работала следователем прокуратуры. Но достаточно быстро оставила эту профессию и создала свою небольшую фирму по дизайну. Официально она была создана в 2000 году, хотя в реальности я начала заниматься дизайном с середины 90-х, перепланировывала стандартные «хрущевки». На начальном этапе об этом просили друзья.

В одной из первых работ я перенесла кухню в большую, что вызвало большое количество положительных откликов. Позже появились новые знакомые, ставшие первыми заказчиками. Я решила заниматься дизайном на постоянной основе.

 – Специалисты отмечают отличия традиций дизайна интерьеров в Европе и России. В чем они заключаются?

 – Да, на самом деле такие отличия существуют, и они очень заметны. У нас все очень «золоченоe» и «новодельное». Мы стараемся всегда сделать все новое. Не бережем то, что осталось от прошлых поколений, пытаемся выкинуть и переделать все подчистую. Долгое время при выполнении ремонта в квартире владельцы тщательно избавлялись от всего старинного, старались убрать старую лепнину, меняли деревянные окна на пластиковые. Только недавно появились тенденции, направленные на сохранение прошлого.

Очень сложно бывает убедить заказчика отреставрировать паркет, сохранить деревянные окна и не выбрасывать бабушкин комод. В европейской квартире, например во Франции, мы никогда не увидим такого количества новых вещей, будет обязательно отсылка к прошлому.

В Европе предпочитают отреставрировать стул, лампу, сохранить двери. Часто даже предпочитают не отдавать в реставрацию, оставляя предметы такими, какие они есть. У людей там есть понимание, что интерьер формируют поколениями. Это может быть стул 60-х годов, стол XIX века, картина XVI века, успешно сочетающиеся с точечным светильником на растяжке.

У нас в фаворе иной подход. Заказчики часто считают разнообразие неприемлемым, стараясь выбрать одинаковые люстры на потолке, одинаковые бра. Нас не научили тонкому понимаю прекрасного. В новую квартиру нужно перенести что-то из старой жизни. Наше отношение к книгам – это просто вандализм. Заказчики предпочитают планировать витрины, ТВ-системы, а не книжные полки. Книги в лучшем случае отправляют на дачу, а бывает и на помойку.

Даже мебель в России расставляется «лицом» к телевизору. Первый вопрос, который я слышу, когда диван как-то «не так стоит» – «а как же я буду смотреть телевизор?». Если предлагаю полностью отказаться от телевизора, или не делать его акцентом в гостиной, наступает настоящий культурный шок.

В Европе мебель расставляют для обеспечения удобства общения, чтения, отдыха. Телевизор в европейском интерьере становится просто каким-то «бедным родственником». Поэтому мне очень нравится подход к формированию интерьера в Европе. Он имеет «богатую» школу.

 – Ольга, есть ли образовательные организации в России, где можно получить лучшее образование дизайнеру?

 – В России существует только одна дизайнерская школа – «Детали». Больше назвать не могу. За годы работы я могла оценить уровень подготовки многих своих сотрудников и понять, что именно эта школа дизайна дает хорошую базовую подготовку. Там преподает достойный архитектор – Андрей Суматохин. Ученикам дают правильные основы планировочных решений, правильные декораторские навыки и правильное понимание жизни.

Российские архитекторы ушли из школы Ивана Владиславовича Жолтовского, школы великих дореволюционных архитекторов. Тех, кто делал центр Москвы, создавал интересные дома с лепниной, необыкновенными видами, колоннами, пилястрами, порталами. Это разучились делать. Нынешние же архитекторы учились у тех, кто проектировал типовые дома. Когда к нам приходят на работу выпускники МАРХИ, я начинаю учить их отказываться от типовых решений. Это очень сложно.

 – Есть ли проект, которым вы гордитесь больше всего?

– Конечно, есть несколько проектов, которые я очень люблю. Проектов, которые делались для людей, с которыми связывают настолько крепкие дружеские отношения, что создаешь интерьер словно для себя. Теми, с которыми уже не споришь при выборе вариантов дизайна, а находишься в состоянии увлекательного общения.

Один из таких проектов закончили не так давно в самом центре Москвы. Заказчики были у нас в гостях и попросили повторить такой же дизайн, как у меня дома.

Теперь, приезжая в гости, вижу, что владельцы в течение года ничего не меняли. Даже не стали покупать картины, чтобы не нарушить чистоты и простоты, точности линий и планировки.

Мы не делаем, что- то вычурное или кричащее. Мне не хочется делать «весело», хочется делать так, как надо, стильно, чтобы не надоело через год.

 – Как изменились тенденции в дизайне за последние десять лет? Что в дизайне сегодня особенно актуально?

 – За последние лет десять в дизайне интерьеров произошли существенные изменения. Мы наконец-то отказались от подвесных потолков, дверей высотой 2,10 м. Пришли к простоте: отказу от штор с большим количеством ламбрекенов, красных стен, очень черных полов, коричневых дверей.

Сегодня в интерьерах больше легкости, качественной мебели, антиквариата. Пришло осознание ценности натуральных материалов: настоящего дуба, мрамора. Заказчик стал понимать, что «шубохранилище» – это не самое главное при создании дизайн-проекта.

Изменения произошли и у нас, как у дизайнеров. Выросло мастерство. Мы учимся по мере роста числа заказов, накопления опыта.

 – Каковы, на ваш взгляд, прогнозы модных тенденций на ближайшие годы?

 – Будет увеличиваться ценность предмета. Пусть это будет одна ваза, одна штора, но она будет высшего качества. То есть, пусть у вас будут одни сапоги, но они будут очень удобные. Пусть у вас будет две кофточки, но они будут самыми замечательными. Аналогично и с дизайном. Будут больше обращать внимание на планировочные решения, это и есть одно из важнейших составляющих удобной квартиры.

Сегодня заказчики очень часто обращаются к дизайнерам перед покупкой квартиры. Мы уже смотрим и на вид из окон, и на освещенность квартиры, на ее потенциал перепланировки. Так совершают осознанные и хорошо продуманные покупки.

В России сегодня есть достойные дизайнеры, чьи проекты можно посмотреть уже сейчас для изучения тенденций, которые будут на пике моды завтра. Чем больше люди смотрят, тем больше они начинают различать хорошее и плохое.

Возрастают и требования к дизайнеру, которые будут все выше и выше. Например, качество прорисовки интерьера должно быть максимальным. Нигде в мире так качественно не прорисовывают интерьеры, как прорисовываем их мы.

Я надеюсь, что люди научатся выделать главное и второстепенное. В этом основная проблема: отделить зерна от плевел.

Главное – это сама квартира и канва, созданная в ней. То, что вы можете докупить позднее – диван, телевизор, новомодную аудиосистему – вторично.

 – Ольга, чтобы вы посоветовали начинающим дизайнерам?

 – Прежде всего читать книги по архитектуре, дореволюционные, до 50–60-х годов ХХ века. Именно читать. Сегодня достойных обучающих книг по дизайну и архитектуре вообще нет. У нас есть только фотоработы, а качественной литературы, в которой описаны все правила и основы пока не создали. Я уже год пишу такую книгу для молодых дизайнеров, но эта работа не одного дня.

Изучайте работы великих архитекторов. Например, творения Ле Корбюзье, конструктивистов. Читайте книги на английском и французском языках. У них есть обучающая литература о построении света в архитектуре, создании грамотной планировки.

Мода уходит, появляются новые материалы, но основы остаются неизменными. В нашей дизайн-студии такие книги тоже продаются. Мы их разыскиваем буквально по помойкам. Их часто просто выбрасывают. Прекрасные идеи прошлого могут дать ростки на современной почве.

Однако прежде, чем искать себя в дизайне-творчестве, научитесь классическому дизайну, созданию правильных классических интерьеров.

 1
360
1 из 52 из 53 из 54 из 55 из 5
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Хочешь больше интересного?
Наша миссия - вдохновлять! Подпишитесь на рассылку новых материалов:

Send this to a friend